Содержание
Московский
Городской
Психоэндокринологический
Центр
Уважаемые посетители! Сообщаем Вам о повышении стоимости услуг с 5 апреля 2024г.
+7 (495) 691-71-47

с 9:00 до 21:00
Без выходных
Записаться на приём

Слуховые ощущения

Благодаря органам чувств человек способен получать ощущения:  зрительные, обонятельные, вкусовые, кинестетические (связанные с движением в пространстве), осязательные (тактильные) и слуховые. Последние позволяют нам слышать (речь, музыку, пение птиц, рык животных, шорох листьев, шум волны и т.д.) и воспринимать мир.

Звуки определяют отношение к окружающему, позволяют общаться, контролируют равновесие и. т. д. Это бесценный дар, влияющий на разные аспекты, пожалуй, даже все, жизни людей.

Как устроены органы слуха и как они работают

Слуховые ощущения возникают благодаря довольно сложно устроенному слуховому аппарату. Он принимает воздушные волны в виде колебаний и преобразует его в сигналы, которые далее поступают в головной мозг, им анализируются и истолковываются (интерпретируются). Именно так мы слышим определенные звуки.  Для этого они проходят такой путь:

  1. Внешнее ухо (его мы видим – это раковина)– собирает звуковую волну и направляет ее в воронкообразный слуховой проход, где она усиливается. На конце последнего находится барабанная перепонка.
  2. Среднее ухо представляет собой заполненную воздухом камеру, которую евстахиева труба (открывается при зевке и глотании) соединяет с горловым и назальным проходами. Ее предназначение – выравнивание давления волны по обеим сторонам барабанной перепонки. Последняя колеблется под воздействием звука, такие импульсы передаются на овальное окошечко внутреннего уха самыми мельчайшими косточками со смешными, но практичными названиями молоточек, наковальня, стремечко.
  3. Внутреннее ухо, в свою очередь, заполнено жидкостью. Его большая часть имеет спиралевидную конфигурацию,  поэтому получила наименование «улитка». В ней имеется 20 тыс. клеток микроскопического размера с волосками (ресничками). Они поделены на группы, каждая из которых реагирует на определенную частоту колебаний, и соединяются с волокнами слухового нерва. Преобразованные в улитке волны приводят жидкость в движение, а волосковые клетки при сгибании и разгибании дают нерву электрические сигналы, посылаемые в мозг. Там они и опознаются.

Происходит это так. Обычная ситуация: звонит телефон и, взяв трубку, вы услышите голос родного человека, спрашивающего о вашем самочувствии. По голосу мы узнаем человека, понимаем, что он говорит, определяет его эмоциональное состояние. Происходит это без всяких усилий, автоматически и все потому, что у нас есть специальные структуры, в которых происходит сложный процесс аудиального восприятия (интерпретирования информации, зависящее от когнитивной составляющей человека и накопленных им знаний) и распознавания компонентов звука.

Вибрации (волны) от источника звука (голосовых связок или иного) через органы слуха достигают реснитчатых клеток и активируют их. Создаваемые ими сигналы посредством ядер передаются в отдел головного мозга с серым веществом – таламус, вернее, в его медиальное коленчатое тело. Оттуда информация перенаправляется в слуховую кору на височных долях, где обрабатывается и отправляется в другие структуры мозга для соответствующих реакций.

Разнообразие звуков

Реализация слухового восприятия возможна после анализа характеристик звуков. Они делятся на три вида: речевые, шумы, музыкальные, и обладают качествами (компонентами), которые определяет звуковой анализатор:

  • силой (интенсивностью или амплитудой) – звук от громкого до тихого;
  • тембром или звуковым спектром;  
  • высотой (тоном) или частотой колебаний – от высокого (пение птиц) до низкого (басы в музыке или дальний раскат грома). Чем больше частота, тем звук выше;
  • длительностью – продолжительностью звуковой вибрации;
  • темпоритмическими особенностями.  

Существует также уровень звукового давления (измеряется в децибелах). Это не громкость, которую точно измерить невозможно. Для примера: рычание собаки и звук будильника могут иметь одинаковый уровень давления, но последний намного громче первого.

Звуки делятся на простые (с одной частотой) и сложные (с разными частотами). Мы обычно слышим больше сложных колебаний. Так, речь человека состоит из разночастотных звуков и с меняющимся уровнем громкости.

Некоторые звуки со слишком низкой или высокой частотой слуховые органы человека не воспринимают. Его предел – интервал 20 – 2000 Гц. При этом порог слышимости с возрастом может меняться – снижается реакция на высокие частоты.

Интересно, что женщины хуже различают низкие частоты, чем мужчины.

Значение 

Слуховое восприятие проходит такие фазы:

  • обнаружение – звук должен иметь определенную интенсивность, позволяющую добраться до слухового аппарата, и быть слышимым. Если он очень тихий или недоступной человеческому уху частоты, то мы его не услышим;
  • различение – отделение определенных звуков от фонового шума. Имеется в виду, что на шумной вечеринке невозможно понять слова собеседника;
  • опознавание – обозначение услышанного звука для корректной идентификации. Для этого нужна ассоциация «голос матери», «голос друга» и т. д.;
  • понимание смысла звуков – речи, сигнала, звонка и прочих.

В повседневной жизни человека слуховые ощущения присутствуют постоянно, помогая адекватно реагировать на изменения окружающей среды, предупреждает о возможной опасности, давая свободу общения, позволяя наслаждаться музыкой и другими приятными звуками.

Еще в утробе матери у плода вырабатываются рефлексы на звуки, которые проникают к нему через жидкую среду. Так, если пока не рожденный ребенок слышит безмятежное сердцебиение матери, он спокоен, а если достигающие его звуки будут громкими, то он будет интенсивно ворочаться.

У ребенка, в зависимости от того, в какой речевой среде он растет, формируется определенный фонематический слух. В начальных классах то, насколько развит последний, оказывает влияние на правильность письма. Если же с фонематическим слухом дела обстоят не очень хорошо, то школьник будет пропускать гласные звуки и путать согласные, похожие по звучанию.

Правильно усвоить информацию в школе и в вузе позволят только адекватные слуховые ощущения, так как в этом случае школьник или студент будет не испытывать никаких проблем в понимании того, что говорит преподаватель.

Если человек хочет хорошо выучить иностранный язык, то у него будет вырабатываться новая система фонетического слуха.

Слуховое восприятие играют большую роль в коммуникации между людьми, на каком бы уровне она ни проводилась: в семье, между друзьями, на работе, в деловых переговорах, в магазине, на отдыхе и т. д. Это делает возможным выбирать наиболее подходящую для ситуации модель поведения, эффективно общаться с разными людьми.

Большое значение слух имеет для автомобилиста. Сигнал другой машины предупредит его об опасности и позволит предотвратить аварийную ситуацию. А еще опытный (и не очень) водитель по звуку, издаваемому двигателем или машиной в целом, поймет, что в «железном коне» возникла какая-то неполадка. 

Особое место слуховое восприятие занимает в музыке – это ее основа. Благодаря ему мы получаем удовольствие от мелодии или песни, а исполнитель уделяет особое внимание звучанию каждой ноты.

Слуховые ощущения и психика человека

Изучение слуха и голоса человека доказали, что его головной мозг, психика, сознание и нервная система тесно связаны между собой. Например, если левая височная извилина мозга будет поражена, то индивид перестанет понимать речь или ее потеряет.

О том, насколько сложно устройство слухового аппарата было рассказано выше. Поэтому он так чутко реагирует на нервные нарушения. Множество проблем со слухом возникает даже не в связи с нарушениями в нем самом (или мозге), а как следствие заболевания нервной системы. Так, данная патология может сделать человека глухим, а его исцеление будет внезапным благодаря гипнозу.

Большое значение звуки играют и в деятельности человека, стимулировать или тормозить ее, успокаивать, вызывать усталость, скуку.

Определенные звуки способны вызывать у людей разные эмоции, настроение:

  • шелест листьев или шум дождя – легкую грусть;
  • вой ветра – тревогу;
  • рычание собаки и шипение змеи – сигнал опасности;
  • гром салюта – приподнятость, ощущения праздника;
  • топот детских ножек или шаги любимого человека – радость;
  • шелест купюр в банкомате – удовлетворение;
  • красивая мелодия – умиротворение, а если грустная, то даже может дойти до слез и т. д.

Если шум достигает высокого уровня, он влияет на психику, нервную систему отрицательно:

  • повышает расход энергии;
  • увеличивает напряжение мускулов;
  • ускоряет утомляемость;
  • усиливает тревожность;
  • делает человека раздражительным.

Такое же влияние оказывают постоянно меняющиеся беспорядочные и высокочастотные звуки.

Музыка, наоборот, помогает выполнять повторяющиеся несложные задания. Наверное, потому мы ее и включаем, когда убираем квартиру. Определенные мелодии заставляют сосредоточиться, достаточно вспомнить роль военных оркестров, другие – создать романтическую обстановку или очень веселую.

А для организации серьезной продуктивной работы лучше устранить посторонние звуковые эффекты.

Причины снижения слуха

Слуховое ощущение могут быть изначально плохим по таким врожденным причинам, как генетическая мутация, внутриутробная инфекция, гипоксия плода, преждевременные роды. Приобрести такое нарушение можно из-за:

  • инородного тела в ухе;
  • повреждения барабанной перепонки;
  • травмы (акустической, черепно-мозговой, барической);
  • серной пробки;
  • опухоли в голове;
  • сахарного диабета;
  • инфекционных и вирусных заболеваний – грипп, корь, паротит, менингит, герпес;
  • инсульта, артериальной гипертензии, гипертонии, атеросклероза;
  • отита (воспаления среднего уха);
  • отравления промышленными токсинами;
  • приема определенных препаратов (антибиотиков и других);
  • отосклероза;
  • курения;
  • возрастных изменений;
  • постоянное нахождение в очень шумном месте.

Проблемы со слухом и его последствия

Снижение слухового восприятия (одностороннее или двустороннее) ухудшает качество жизни.  Такие нарушения могут появиться в одночасье либо развиваться постепенно. Их симптомы:

  • шум в голове, звон в ушах, головокружение;
  • сложно говорить с кем-то в шумном месте;
  • мнение, что с вами все говорят слишком тихо, просьба повторить;
  • повышение голоса во время общения по телефону;
  • искаженные звуки;
  • увеличение звука в телевизоре;
  • трудности в разговоре с несколькими собеседниками;
  • непонимание детской речи;
  • чтобы понять говорящего, нужно следить за его губами.

Если вы заметили такие проявления у себя, то нужно незамедлительно обращаться к сурдологу-оториноларингологу. Степень снижения слуха (разные виды тугоухости или тотальная глухота) определяется специалистом с помощью аудиометрического исследования. Ранняя диагностика и вовремя начатое лечение позволит избежать риска потери слуха безвозвратно.

Почему слух – это важная составляющая личности человека и его нужно беречь? Дело в том, что его снижение грозит эмоциональной и социальной изоляцией, депрессией, деменцией и другими, мягко сказать, неприятностями.

Чаще всего снижение слуха (вместе с умственными способностями) наблюдается у пожилых людей. Иногда это грозит запоздалой реакцией на опасность, потерей ориентации, падениями, снижением работоспособности, нарушением памяти.

Человек, теряющий слух, сначала может собственными мыслями дополнять, что не услышал, но при усугублении проблемы это у него уже не получается.

Плохо слышащий человек становится неуверенным, тревожным, раздражительным. Его социальная активность падает, так как те, у кого слух в порядке, не слишком хотят  с больным общаться. У тех, у кого поражение тяжелое, подобное отчуждение от общества может привести к развитию таких расстройств психики, как фобии и депрессии. И никакой роли в этом не играет пол, достаток, место проживания, возраст.

Слуховые нарушения могут привести к появлению панических атак: 32% вероятности – при небольшой потере слуха и 59% – при серьезной проблеме.

Уровень депрессии и страха повышается по мере продолжительности потери слуховых ощущений.

Исследования показали, что тугоухость и глухота вместе сопровождающими ее одиночеством могут привести к появлению:

  • видений  – из-за непонятых шорохов, локализации звука;
  • паранойи – вызывает  недопонимание вербальных сигналов и речи;
  • психоза – развивается на фоне социальной изоляции.

Эмоциональное состояние больного угнетает шум или звон, постоянно звучащий в ушах. Человек не только страдает от этого, но и не может уснуть.

Исследователи утверждают, что среди слабослышащих пожилых людей много страдающих деменцией, поэтому связывают появление слабоумия со слуховыми проблемами. Выяснилось: если потеря слуха слабая, то риск возникновения когнитивного расстройства увеличивается в 2 раза, средняя – в 3, тяжелая – в 5.

Ученые не могут точно связать снижение слуха с нарушениями психики. Первое  можно рассматривать как симптом дебюта слабоумия или, наоборот, в то же время, эти патологии могут развиться независимо друг от  друга.

Ухудшение физического здоровья из-за снижения слуха тоже сомнительно. Однако на соматическое состояние негативно влияет постоянное нахождение больного в стрессе и депрессии.

Как себя защитить

Профилактические меры, позволяющие избежать потери слуховых ощущений, не слишком трудные. Следует всего лишь соблюдать ряд правил:

  • своевременно лечить заболевания ушей, а также горла и носа – инфекция с них может попасть внутрь ушного канала;
  • не слушать очень громкую музыку (особенно в наушниках);
  • постараться избегать агрессивных шумов, но если это невозможно, то целесообразно воспользоваться специальными вкладышами – берушами;
  • чистить уши очень осторожно, ватные палочки нельзя вводить слишком глубоко – они предназначены для наружного применения;
  • не чесать в ушах первым, что попадется под руку;
  • правильно питаться, насыщайте рацион полезными продуктами, содержащими микроэлементы и витамины;
  • любые лекарства следует принимать только по назначению врача;
  • постарайтесь, чтобы в уши не попадала вода. Для этого существуют гипролаги, изготовленные из особого материала и повторяющие форму слухового прохода. Воду они не пропустят, но звуки слышать позволяют.
  • не запускайте простудные заболевания;
  • периодически проводите время в полной тишине.

Если все-таки проблемы со слухом возникли, то сразу же обратитесь к ЛОР-врачу. Чем быстрее вы это сделайте, тем выше шанс полного выздоровления.